Конкурс методических разработок «Уроки Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наша школа ведет целенаправленную краеведческо-исследовательскую работу, чтобы узнать о судьбах людей, которые ушли на фронт из села Питляр и тех, которые жили в нашем селе после войны. Актуальность данной темы очевидна, тема Великой Отечественной войны, несмотря на многочисленные исследования, всё ещё не изучена до конца и не будет, пока не найден и не похоронен её последний неизвестный солдат. Мы не должны забывать тех, кто в бою защищал нас и наше будущее.
В нашей конкурсной разработке «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков» мы предлагаем провести метапредметное занятие по истории и информатике. Метапредметный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов; урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основе данных из различных источников. Наш урок направлен на стимулирование у школьников развитие индивидуальных способностей, создание вариативности образовательных маршрутов в зависимости от их возможностей и профессиональных направленностей.
В рамках метапредметного занятия «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков» обучающимся для работы предоставлен комплект авторских цифровых образовательных ресурсов с заданиями для организации групповой работы с исследовательскими проектами. ЦОР - электронная рабочая тетрадь (ЭРТ) «Урок Победы» в виде кейсов (собранный нами материал основывается на реальных фактических документах). В состав ЭРТ «Урок Победы» входят пять кейсов: информационный блок, кейс «Военные картографы», кейс «Военные корреспонденты», кейс «Военные архивариусы», кейс «Военные археологи-поисковики».
Метапредметные задания для урока предусматривают поисковую исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммунникационных компетенций. Задания знакомят обучающихся с интересными фактами о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны и помогают учителю организовать подготовку к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР по предметам история и информатика. Нестандартная форма заданий повышает эффективность подготовки к ГИА.
Задания в электронной рабочей тетради направлены на организацию самостоятельной практической работы обучающихся за компьютером с использованием подготовленных к уроку кейсов. Результатом выполнения заданий являются отдельные файлы, которые на заключительном этапе распечатываются и используются для оформления стенгазеты «Боевой листок».
Наша школа активно участвует в реализации проекта цифровизации образования. Поэтому задания для «Урока Победы» мы предлагаем в двух вариантах: текстовый формат и формат QR-кодов. Использование мобильных телефонов ребят в учебных целях является одним из привлекательных способов повысить активность на уроке. QR-коды и QR-сканеры доступны, они быстро устанавливаются на устройства, позволяют значительно облегчить работу в классе, где всего лишь один компьютер. QR — коды позволяют прочитать текст задания, перейти на веб — сайт, загрузить файл.
Функции урока:
O просветительская – расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебной программе;
O ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; обеспечивает выработку определенной иерархии материальных и духовных ценностей;
O направляющая – направляет переход разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность;
O формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
Прогрессивные элементы урока:
O проектная исследовательская деятельность;
O цифровизация образования – использование интернет-сайтов, авторских ЦОР, использование технологии работы с QR кодами;
O профориентационная направленность - при работе в группах внимание школьников акцентируется на профессиях, даны их четкие определения, круг деятельности.
Разделы учебной программы представленные на уроке:
по истории:«Великая Отечественная война СССР в 1941-1945 гг.»;
по информатике:«Организация информационной среды, поиск информации», «Проектирование и моделирование», «Создание и обработка информационных объектов», «Интернет и телекоммуникационные сети».